Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Возможности использования зарубежного опыта организации страховой деятельности в отечественной практике

Возможности использования зарубежного опыта организации страховой деятельности в отечественной практике
 

    В большинстве  индустриально  развитых  стран  общие нормы о страховании подвергнуты кодификации.  Например,  в Италии нормы о страховании сосредоточены в главе  ХХ части III книги четвертой Гражданского кодекса, в Японии страхованию отведена глава Х  книги третьей Торгового кодекса.
   В Англии страховое законодательство до настоящего времени не кодифицировано, если не считать законов, касающихся некоторых отдельных видов страхования (таков,  например, Закон о страховании жизни 1774 г.,  изданный свыше 200 лет назад). Аналогичным образом обстоит дело в США,  где страхование отнесено к ведению  штатов;  законы,  которые  действовали бы на территории всей страны, пока отсутствуют. [23, с.348]
   Основной отличительной особенностью страхового рынка за рубежом является малое количество обязательных видов страхования. На Западе получил широкое распространение только один вид обязательного страхования — страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Кроме этого существует ещё ряд отличий страхового рынка за рубежом от страхового рынка в России:

1.     Высокая страховая культура населения;

2.     Большой опыт и профессионализм у страховщиков;

3.     Высокая конкуренция на страховом рынке среди страховщиков;

4.     Льготы по налогообложению для страхователей, а также ряд других причин.

    Ещё одной из отличительных особенностей страхового рынка за рубежом является наличие страховых брокеров. С одной стороны, работа через брокерскую сеть, для клиентов, дороже, так как брокерская комиссия увеличивает ставку страховой премии. С другой стороны, брокер лучше знает рынок, знает страховщиков, уро­вень ставок и может сэкономить предприятию массу работы по вопросам поиска надёжной страховой компании.
   Страховой брокер — фирма, являющаяся неотъемлемой частью страхового рынка на Западе и осуществляющая консультации для клиентов страховых компаний по вопросам выбора страховщика. [72, с.227]
    Брокер является весьма важным участни­ком рынка при условии, что это нормальный брокер, выполняющий всю подготовительную и организационную работу по заключению страхования, а порой, и по урегулированию убытков. Ещё одним из отличий зарубежного страхового рынка являются кэптивные страховые компании. В самом простом определении кэптив — это страховая компания, которая страхует риски своей материнской компании. Заметим, что кэптив необязательно огра­ничен в своей деятельности страхованием рисков только своего родителя; он может также страховать риски ассоциированных компаний, например дочерних компаний. [54, с.6]. Кэптив может быть учрежден одной ком­панией или ассоциацией компаний.
     Обычно учредитель кэптива — это круп­ная компания или группа, не принадлежащая к страховой отрасли, активы которой исчис­ляются в десятках и сотнях миллионов дол­ларов, нуждающихся в страховой защите.
   Примером может служить крупное транс­портное предприятие — судовладельческая компания (пароходство) или авиапредприя­тие, осуществляющее перевозки грузов и пассажиров. На страхование средств транс­порта и страхование ответственности пере­возчика перед пассажирами и третьими ли­цами такая компания тратит значительные средства (сотни тысяч, а то и миллионы дол­ларов ежегодно) в виде страховой премии, уплачиваемой страховщику. Вполне вероят­но, что через кэптив материнская компания может получить значительные выгоды и пре­имущества. [54, с.6]. Концепция кэптивного страхования также применима в других отраслях коммерческой деятельности — крупные промышленные предприятия, экспортно-импортные органи­зации, финансовые учреждения и промыш­ленно-финансовые группы могут найти целе­сообразным создание кэптива для обслуживания собственных страховых потребностей.
      Основными причинами для создания кэптивной страховой компании могут быть: чрезмерно высокая цена страхова­ния на традиционном рынке. В большинстве видов страхования суще­ствует тенденция возрастания требований страховщиков к клиентам принимать все более возрастающую пропорцию риска на себя. При страховании имущества, например, страховщик, может установить уровень собственного удержания для застрахованного предприятия в размере $50.000 и более на каждый страховой случай. Это означает, что при убытке от пожара, скажем в $60.000, предприятие возьмет на себя первые $50.000, а страховщик заплатит только лишь $10.000. При убытке менее $50.000 страхов­щик не заплатит ничего. Кэптив может стать наиболее эффективным методом финанси­рования той части риска, которую предпри­ятие может оставить на собственном удержа­нии получение прямого доступа к рынку перестрахования. Выступая в глазах застрахованного гаран­том возмещения всех убытков, возникающих вследствие страхового события, страховщик фактически не берет на себя ответственность в полном объеме — часть риска, очень часто значительная — до 80-90% передается в перестрахование.
     Учредив кэптив, материнская компания может получить прямой доступ к рынку пере­страхования, устранив лишнее звено — тра­диционного страховщика, и тем самым значи­тельно снизить расходы на страховое покры­тие. Невозможность получить необходи­мое страховое покрытие на традиционном рынке страхования.
    В ряде случаев предприятие не может по­лучить покрытие определенных рисков на традиционном рынке или получить страховой полис в том виде, который ему необходим. Используя, кэптив, предприятие получает возможность строить свою страховую про­грамму в соответствии с его конкретными нуждами. Возможность накопления денежных ресурсов через кэптив наиболее эффек­тивным путем.
    В ряде стран страховые премии, уплачи­ваемые предприятием страховой компании, относятся к затратам и вычитаются из налогооблагаемой базы. В этих случаях кэптив может стать наиболее эффективным мето­дом для финансирования той части страхово­го покрытия, которое предприятие оставляет на собственном удержании, и накопления страховых резервов. Более того, если кэптив учрежден в стране с благоприятным налого­вым режимом (например, на острове Мэн), то он может быть освобожден от уплаты налогов на прибыль или доходы. Диверсификация деятельности ма­теринской компании.
    Включение кэптивной страховой компании в состав группы может расширить возможно­сти материнской компании по управлению денежными ресурсами группы, превратить страхование из источника ежегодных расхо­дов в источник прибыли и в конечном итоге способствовать выходу группы на рынок как профессионального коммерческого страхов­щика, страхующего как риски группы, так и риски третьих лиц. [54, с.6]
    Учредитель кэптива определяет страте­гию развития компании, программу страхова­ния и перестрахования, распределение полу­ченных доходов и прибыли, назначает ме­неджера и утверждает Совет директоров. Менеджер обеспечивает подготовку пра­вил и полисов страхования конкретных рисков, реализацию программы страхования, контакты с брокера­ми, рассмотрение и урегулирование исков застрахованных, инвестирование свободных денежных средств кэптива. Совет директоров кэптива обычно состоит из двух представите­лей компании-менеджера и трех представи­телей учредителя, что обеспечивает полный контроль учредителя за делами кэптивной компании.
    Важно   подчеркнуть,  что   компания-менеджер работает от лица и в пользу учре­дителя кэптива, а все доходы от страховой и инвестиционной деятельности принадлежат учредителю. Компания-менеджер получает за свою работу вознаграждение, размер которо­го устанавливается в договоре, заключаемом между ней и учредителем кэптива.
   Для примера развития зарубежных компаний возьмём Италию. Страховой рынок  Италии представлен 220 страховыми компаниями. В страховом бизнесе всего занято около 40 тыс. человек. Все страховые  компании объединены в Национальную Ассоциацию Италии,  которая получает информацию обо всех продажах и всех выплатах. Это позволяет каждой компании сравнивать свои показатели с национальными, искать причины отставания и т.д. [9 с.54]
    Такое объединение  компаний позволило создать единую конвенцию,  устанавливающую права и обязанности страхователей по обязательному  страхованию  автогражданской  ответственности,  а также обязательные действия страховых компаний друг к другу при определении виновника аварии и отнесении затрат по выплатам возмещения.
     Судя по общему объему собираемой страховыми компаниями страховой премии, рынок страхования Италии развивается динамично. Если в 1964 году общий объем собранной  страховой  премии  составил 800 млрд.  лир (1 доллар США равен 1500 итальянских лир), то, начиная с 1993 года, в среднем, всеми страховыми компаниями собирается по 2.700 млрд. лир в год. Ведущими страховыми компаниями Италии являются: Дженерали; Росса; Асситалия; Торро; Сай; Милано; Фунари.
    Организационная структура компании  "Асситалия"  состоит  из Генеральной дирекции,  в которой имеется 5 управлений (по автомобильному страхованию,  страхованию  физических  лиц,  страхованию имущества юридических лиц, управление ущербами, по страхованию за рубежом). В каждом управлении имеются соответствующие службы. Работа по  продаже  страховых убытков проводится через генеральные агентства, а ликвидация убытков - через инспекции.
    Необходимо отметить, что  договоры страхования в соответствии с правилами,  инструкциями и тарифами  определенными  Генеральной дирекцией заключают Генеральные агентства и субагентства, работающие на комиссионной основе.  При этом по всем средним и  крупным рискам они обязаны перед заключением договора получить консультацию в  технико-экономических  инспекциях,  которые  консультируют агентства по условиям заключения договора,  дают справки о клиенте, о необходимости проведения превентивных мероприятий (которые включаются  в договор страхования),  в необходимых случаях проводится предстраховая экспертиза.
    Управления Генеральной дирекции,  в свою очередь, занимаются промышленно-техническими аспектами (принятием риска на  страхование и организацией выплаты возмещения, осуществляют методологическое руководство агентами, инспекторами и т. д.).
   Инспекция по ликвидации ущербов представляет собой самостоятельное  периферийное  структурное  подразделение,  возглавляемое заведующим. В инспекции работает несколько  человек инспекторов и административных служащих,  8-10 человек.  Значительную работу по урегулированию убытков проводят осведомители (особенно при расследовании того или иного события).
    Все расходы по содержанию инспекций несет Генеральная дирекция. Первостепенная задача инспекторов по ликвидации ущербов состоит  в  полном  и своевременном возмещении ущербов,  причиненных страхователю.
 
 Организация работы по рассмотрению убытков в компании производится следующим образом:
1.При наступлении страхового случая страхователь подает заявление об ущербе,  заполненное по установленной форме,  в  Генеральное агентство (субагентство).  Срок подачи заявления 2-3 дня с момента как стало известно о наступлении страхового события.
2.В агентстве заводится дело по данному убытку с присвоением номера.  В него заносятся данные  из  заявления  страхователя, справка  об  оплате  страхового  взноса и дискета с информацией о страхователе.
3.Оформленное  таким образом дело передается в инспекцию по ликвидации убытков,  в которой назначается инспектор по его ведению. В обязанности инспектора входит проверка документов и назначение эксперта по расследованию убытка и определению ущерба.
4.Эксперт  осуществляет экспертизу по установленной форме и делает заключение о правомерности выплаты страхового возмещения и его  расчет.  В  пределах установленного лимита (до 1,5 млн. лир) эксперт может выплатить страхователю по специальному иску рассчитанное им страховое возмещение.
5.Далее все материалы экспертизы передаются в инспекцию.  В случае простого убытка выписывается чек в сумме до 20 млн.  лир и передается страхователю.  По сложному  ущербу  оформление  оплаты страхового возмещения происходит через банк. Всего инспекция выплачивает возмещение до 40 млн.  лир.  По оплате убытков от 40  до 100  млн.  лир  дает разрешение инспекции представитель компании. Для оплаты ущерба размером свыше 100 млн. лир необходимо разрешение Генеральной дирекции.
    Все эти структурные и организационные меры позволяют  компании "Асситалия" эффективно работать в современных условиях. В заключении к данному пункту можно сказать, что за рубежом страховой рынок развит более сильно, чем в России, странах СНГ и Балтии. Это связано с традиционностью страхования за рубежом, отсутствием монополии государственного страхования и большим опытом работы.
    Практика зарубежного страхования подсказывает, что дополнительными амортизаторами, гарантирующими финансовую устойчивость страховщиков и защищающими интересы застрахованных являются страховые пулы и специальные гарантийные фонды.
    Страховой пул представляет собой объединение страховых компаний или перестраховочных компаний, созданных с целью страхования определенного риска (рисков), обычно с высоким лимитом ответственности страхование осуществляется по заранее определенным, единым для всех участников условиям страхования и перестрахования. Каждый из членов пула участвует в получении страховой премии, выплата страхового возмещения и несет расходы по страхованию в соответствии с законченными между участниками соглашениями. Опыт Франции по организации страховых пулов достаточно интересен и анализ его вполне может дать представление о функционировании этих объединений. Количество пулов в стране превышает пятьдесят. Поскольку страховой пул представляет собой объединение страховщиков, но не является собственностью страховой компании, деятельность пула, как правило, не является предметом надзора со стороны органов государственного управления. Пулам представлено право определять необходимость представления финансовых документов в комитет по контролю за страховой деятельностью Франции, что не исключает контроля за финансовой устойчивостью со стороны Комитета компаний, являющихся членами пулов.
    Однако соглашение между участниками пула, лежащее в основе регулирования взаимоотношений между участниками и определяющее цели создания пула, должно быть представлено в Комитет по контролю за страхованием на предмет проверки на соответствие действующему законодательству.
    В некоторых случаях на деятельность пула может быть получено разрешение антимонопольной комиссии ЕС, поскольку создание и функционирование пула связано с заключением договора между компаниями о тарифах и условиях страхования, что в соответствии с общим законодательством является признаком монополизации отрасли.
Создание пула способствует:
– увеличению возможности страховщиков по принятию на страхование крупных рисков, при этом система принятия ответственности в рамках пула имеет определенные преимущества по сравнению с обычными договорами перестрахования. Главным образом потому, что условия договоров страхования, необходимы гарантии, представленные компаниями-участницами при создании пула, в виде соответственных активов, заранее определены и не требуют при заключении каждого договора страхования проведения переговоров, связанных с возможностью принятия страхового риска;
– повышению надежности страховых операций. Действительно, если один из членов страхового пула по каким-то причинам находится в затруднительном положении, ответственность по возмещению ущерба перейдет к другим участникам пула.
     Если страховые пулы представляют собой, как правило, добровольные объединения страховщиков, то гарантийные фонды образуются исключительно на основании специальных законодательных актов, определяющих цели их создания, условия формирования и порядок управления.
    Название «фондов гарантия» во многом отражает их функцию в создании своего рода амортизатора во взаимоотношениях между гражданами и страховщиками. Основных гарантийных фондов во Франции шесть, и каждый из них образован в целях гарантий безусловности страховых выплат в определенных видах страхования, проводимых в обязательной форме.  Старейшим является гарантийный фонд по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных происшествий в тех случаях, когда виновник аварии оказался незастрахованным или страховая компания не в состоянии оплатить понесенный пострадавшим ущерб. Средства фонда образуются за счет отчислений от суммы поступающих страховых взносов компаниям, проводящих этот вид страхования. Размер отчислений устанавливается ежегодно парламентом.    
    Управляет фондом правление, в состав которого входят представители государственных органов управления, в том числе органов надзора за страховой деятельностью. Директор правления избирается из числа государственных служащих, поскольку фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели получения прибыли по результатам деятельности. Инвестиционная политика гарантийных фондов проводится при одобрении министерства финансов. Доходы от инвестиций покрывают расходы по управлению фондами. Средства гарантийных фондов подлежат изъятию по результатам деятельности за год и накапливаются из года в год.
    Особое место в системе гарантийных фондов занимает фонд для обеспечения страховых выплат в результате естественных катастроф: наводнений, извержений вулканов, землетрясений и т.п. Такие фонды образуются в страховых компаниях и могут использоваться только в случаях, когда специальными правительственными решениями, в том числе и решениями правительственной администрации на местах, наступивший несчастный случай признается катастрофой. Учитывая состояние Российского страхового рынка, можно утверждать, что необходимо создание как страховых пулов (по обязательному страхованию пассажиров, ответственности перевозчиков, страхования имущества предприятий и другим видам страхования), так и гарантийных фондов.
   Совершенствование государственного страхования требует к себе комплексного подхода. Поэтому необходимо рассматривать вопросы его организации на правительственным уровне с целью выработки единого подхода целостной концепции дальнейшего развития в Республике Мордовия, повышения его социально- экономического значения.
     Принятие вышеуказанных мер, наряду с расширением самостоятельности коллективов страховых органов в проведении своей хозяйственной деятельности, создании гибкой организационной структуры, дальнейшее развитие хозяйственного расчета, участие страховых органов в создании акционерных обществ, организация системы перестрахования, позволяет органам государственного страхования сохранить одно из ведущих мест на страховом рынке страны в условиях его демонополизации, развития конкуренции, обеспечить надежную защиту населения, предприятий и организаций от непредвиденных событий за счет создания мощных резервных фондов, оказывать значительное влияние на укрепление денежного обращения, увеличение доходной части бюджетов, пополнение ссудного фонда

 


В большинстве  индустриально  развитых  стран  общие нормы о страховании подвергнуты кодификации.  Например,  в Италии нормы о страховании сосредоточены в главе  ХХ части III книги четвертой Гражданского кодекса, в Японии страхованию отведена глава Х  книги третьей Торгового кодекса.

В Англии страховое законодательство до настоящего времени не кодифицировано, если не считать законов, касающихся некоторых отдельных видов страхования (таков,  например, Закон о страховании жизни 1774 г.,  изданный свыше 200 лет назад). Аналогичным образом обстоит дело в США,  где страхование отнесено к ведению  штатов;  законы,  которые  действовали бы на территории всей страны, пока отсутствуют. [23, с.348]

Основной отличительной особенностью страхового рынка за рубежом является малое количество обязательных видов страхования. На Западе получил широкое распространение только один вид обязательного страхования — страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Кроме этого существует ещё ряд отличий страхового рынка за рубежом от страхового рынка в России:

1.     Высокая страховая культура населения;

2.     Большой опыт и профессионализм у страховщиков;

3.     Высокая конкуренция на страховом рынке среди страховщиков;

4.     Льготы по налогообложению для страхователей, а также ряд других причин.

Ещё одной из отличительных особенностей страхового рынка за рубежом является наличие страховых брокеров. С одной стороны, работа через брокерскую сеть, для клиентов, дороже, так как брокерская комиссия увеличивает ставку страховой премии. С другой стороны, брокер лучше знает рынок, знает страховщиков, уро­вень ставок и может сэкономить предприятию массу работы по вопросам поиска надёжной страховой компании.

Страховой брокер — фирма, являющаяся неотъемлемой частью страхового рынка на Западе и осуществляющая консультации для клиентов страховых компаний по вопросам выбора страховщика. [72, с.227]

Брокер является весьма важным участни­ком рынка при условии, что это нормальный брокер, выполняющий всю подготовительную и организационную работу по заключению страхования, а порой, и по урегулированию убытков.

Ещё одним из отличий зарубежного страхового рынка являются кэптивные страховые компании. В самом простом определении кэптив — это страховая компания, которая страхует риски своей материнской компании.

Заметим, что кэптив необязательно огра­ничен в своей деятельности страхованием рисков только своего родителя; он может также страховать риски ассоциированных компаний, например дочерних компаний. [54, с.6]

Кэптив может быть учрежден одной ком­панией или ассоциацией компаний.

Обычно учредитель кэптива — это круп­ная компания или группа, не принадлежащая к страховой отрасли, активы которой исчис­ляются в десятках и сотнях миллионов дол­ларов, нуждающихся в страховой защите.

Примером может служить крупное транс­портное предприятие — судовладельческая компания (пароходство) или авиапредприя­тие, осуществляющее перевозки грузов и пассажиров. На страхование средств транс­порта и страхование ответственности пере­возчика перед пассажирами и третьими ли­цами такая компания тратит значительные средства (сотни тысяч, а то и миллионы дол­ларов ежегодно) в виде страховой премии, уплачиваемой страховщику. Вполне вероят­но, что через кэптив материнская компания может получить значительные выгоды и пре­имущества. [54, с.6]

Концепция кэптивного страхования также применима в других отраслях коммерческой деятельности — крупные промышленные предприятия, экспортно-импортные органи­зации, финансовые учреждения и промыш­ленно-финансовые группы могут найти целе­сообразным создание кэптива для обслуживания собственных страховых потребностей.

Основными причинами для создания кэптивной страховой компании могут быть:

       чрезмерно высокая цена страхова­ния на традиционном рынке

В большинстве видов страхования суще­ствует тенденция возрастания требований страховщиков к клиентам принимать все более возрастающую пропорцию риска на себя. При страховании имущества, например, страховщик, может установить уровень собственного удержания для застрахованного предприятия в размере $50.000 и более на каждый страховой случай. Это означает, что при убытке от пожара, скажем в $60.000, предприятие возьмет на себя первые $50.000, а страховщик заплатит только лишь $10.000. При убытке менее $50.000 страхов­щик не заплатит ничего. Кэптив может стать наиболее эффективным методом финанси­рования той части риска, которую предпри­ятие может оставить на собственном удержа­нии.

       получение прямого доступа к рынку перестрахования

Выступая в глазах застрахованного гаран­том возмещения всех убытков, возникающих вследствие страхового события, страховщик фактически не берет на себя ответственность в полном объеме — часть риска, очень часто значительная — до 80-90% передается в перестрахование.

Учредив кэптив, материнская компания может получить прямой доступ к рынку пере­страхования, устранив лишнее звено — тра­диционного страховщика, и тем самым значи­тельно снизить расходы на страховое покры­тие.

       невозможность получить необходи­мое страховое покрытие на традиционном рынке страхования.

В ряде случаев предприятие не может по­лучить покрытие определенных рисков на традиционном рынке или получить страховой полис в том виде, который ему необходим. Используя, кэптив, предприятие получает возможность строить свою страховую про­грамму в соответствии с его конкретными нуждами.

       возможность накопления денежных ресурсов через кэптив наиболее эффек­тивным путем

В ряде стран страховые премии, уплачи­ваемые предприятием страховой компании, относятся к затратам и вычитаются из налогооблагаемой базы. В этих случаях кэптив может стать наиболее эффективным мето­дом для финансирования той части страхово­го покрытия, которое предприятие оставляет на собственном удержании, и накопления страховых резервов. Более того, если кэптив учрежден в стране с благоприятным налого­вым режимом (например, на острове Мэн), то он может быть освобожден от уплаты налогов на прибыль или доходы.

       диверсификация деятельности ма­теринской компании

Включение кэптивной страховой компании в состав группы может расширить возможно­сти материнской компании по управлению денежными ресурсами группы, превратить страхование из источника ежегодных расхо­дов в источник прибыли и в конечном итоге способствовать выходу группы на рынок как профессионального коммерческого страхов­щика, страхующего как риски группы, так и риски третьих лиц. [54, с.6]

Учредитель кэптива определяет страте­гию развития компании, программу страхова­ния и перестрахования, распределение полу­ченных доходов и прибыли, назначает ме­неджера и утверждает Совет директоров.

Менеджер обеспечивает подготовку пра­вил и полисов страхования конкретных рисков, реализацию программы страхования, контакты с брокера­ми, рассмотрение и урегулирование исков застрахованных, инвестирование свободных денежных средств кэптива. Совет директоров кэптива обычно состоит из двух представите­лей компании-менеджера и трех представи­телей учредителя, что обеспечивает полный контроль учредителя за делами кэптивной компании.

Важно   подчеркнуть,  что   компания-менеджер работает от лица и в пользу учре­дителя кэптива, а все доходы от страховой и инвестиционной деятельности принадлежат учредителю. Компания-менеджер получает за свою работу вознаграждение, размер которо­го устанавливается в договоре, заключаемом между ней и учредителем кэптива.

Для примера развития зарубежных компаний возьмём Италию. Страховой рынок  Италии представлен 220 страховыми компаниями. В страховом бизнесе всего занято около 40 тыс. человек.

Все страховые  компании объединены в Национальную Ассоциацию Италии,  которая получает информацию обо всех продажах и всех выплатах. Это позволяет каждой компании сравнивать свои показатели с национальными, искать причины отставания и т.д. [9 с.54]

Такое объединение  компаний позволило создать единую конвенцию,  устанавливающую права и обязанности страхователей по обязательному  страхованию  автогражданской  ответственности,  а также обязательные действия страховых компаний друг к другу при определении виновника аварии и отнесении затрат по выплатам возмещения.

Судя по общему объему собираемой страховыми компаниями страховой премии, рынок страхования Италии развивается динамично. Если в 1964 году общий объем собранной  страховой  премии  составил 800 млрд.  лир (1 доллар США равен 1500 итальянских лир), то, начиная с 1993 года, в среднем, всеми страховыми компаниями собирается по 2.700 млрд. лир в год. Ведущими страховыми компаниями Италии являются: Дженерали; Росса; Асситалия; Торро; Сай; Милано; Фунари.

Организационная структура компании  "Асситалия"  состоит  из Генеральной дирекции,  в которой имеется 5 управлений (по автомобильному страхованию,  страхованию  физических  лиц,  страхованию имущества юридических лиц, управление ущербами, по страхованию за рубежом). В каждом управлении имеются соответствующие службы.

Работа по  продаже  страховых убытков проводится через генеральные агентства, а ликвидация убытков - через инспекции.

Необходимо отметить, что  договоры страхования в соответствии с правилами,  инструкциями и тарифами  определенными  Генеральной дирекцией заключают Генеральные агентства и субагентства, работающие на комиссионной основе.  При этом по всем средним и  крупным рискам они обязаны перед заключением договора получить консультацию в  технико-экономических  инспекциях,  которые  консультируют агентства по условиям заключения договора,  дают справки о клиенте, о необходимости проведения превентивных мероприятий (которые включаются  в договор страхования),  в необходимых случаях проводится предстраховая экспертиза.

Управления Генеральной дирекции,  в свою очередь, занимаются промышленно-техническими аспектами (принятием риска на  страхование и организацией выплаты возмещения, осуществляют методологическое руководство агентами, инспекторами и т. д.).

Инспекция по ликвидации ущербов представляет собой самостоятельное  периферийное  структурное  подразделение,  возглавляемое заведующим. В инспекции работает несколько  человек инспекторов и административных служащих,  8-10 человек.  Значительную работу по урегулированию убытков проводят осведомители (особенно при расследовании того или иного события).

Все расходы по содержанию инспекций несет Генеральная дирекция.

Первостепенная задача инспекторов по ликвидации ущербов состоит  в  полном  и своевременном возмещении ущербов,  причиненных страхователю.

Организация работы по рассмотрению убытков в компании производится следующим образом:

1.     При наступлении страхового случая страхователь подает заявление об ущербе,  заполненное по установленной форме,  в  Генеральное агентство (субагентство).  Срок подачи заявления 2-3 дня с момента как стало известно о наступлении страхового события.

2.     В агентстве заводится дело по данному убытку с присвоением номера.  В него заносятся данные  из  заявления  страхователя, справка  об  оплате  страхового  взноса и дискета с информацией о страхователе.

3.     Оформленное  таким образом дело передается в инспекцию по ликвидации убытков,  в которой назначается инспектор по его ведению. В обязанности инспектора входит проверка документов и назначение эксперта по расследованию убытка и определению ущерба.

4.     Эксперт  осуществляет экспертизу по установленной форме и делает заключение о правомерности выплаты страхового возмещения и его  расчет.  В  пределах установленного лимита (до 1,5 млн. лир) эксперт может выплатить страхователю по специальному иску рассчитанное им страховое возмещение.

5.     Далее все материалы экспертизы передаются в инспекцию.  В случае простого убытка выписывается чек в сумме до 20 млн.  лир и передается страхователю.  По сложному  ущербу  оформление  оплаты страхового возмещения происходит через банк. Всего инспекция выплачивает возмещение до 40 млн.  лир.  По оплате убытков от 40  до 100  млн.  лир  дает разрешение инспекции представитель компании. Для оплаты ущерба размером свыше 100 млн. лир необходимо разрешение Генеральной дирекции.

Все эти структурные и организационные меры позволяют  компании "Асситалия" эффективно работать в современных условиях. В заключении к данному пункту можно сказать, что за рубежом страховой рынок развит более сильно, чем в России, странах СНГ и Балтии. Это связано с традиционностью страхования за рубежом, отсутствием монополии государственного страхования и большим опытом работы.

Практика зарубежного страхования подсказывает, что дополнительными амортизаторами, гарантирующими финансовую устойчивость страховщиков и защищающими интересы застрахованных являются страховые пулы и специальные гарантийные фонды.

Страховой пул представляет собой объединение страховых компаний или перестраховочных компаний, созданных с целью страхования определенного риска (рисков), обычно с высоким лимитом ответственности страхование осуществляется по заранее определенным, единым для всех участников условиям страхования и перестрахования.

Каждый из членов пула участвует в получении страховой премии, выплата страхового возмещения и несет расходы по страхованию в соответствии с законченными между участниками соглашениями.

Опыт Франции по организации страховых пулов достаточно интересен и анализ его вполне может дать представление о функционировании этих объединений. Количество пулов в стране превышает пятьдесят. Поскольку страховой пул представляет собой объединение страховщиков, но не является собственностью страховой компании, деятельность пула, как правило, не является предметом надзора со стороны органов государственного управления. Пулам представлено право определять необходимость представления финансовых документов в комитет по контролю за страховой деятельностью Франции, что не исключает контроля за финансовой устойчивостью со стороны Комитета компаний, являющихся членами пулов.

Однако соглашение между участниками пула, лежащее в основе регулирования взаимоотношений между участниками и определяющее цели создания пула, должно быть представлено в Комитет по контролю за страхованием на предмет проверки на соответствие действующему законодательству.

В некоторых случаях на деятельность пула может быть получено разрешение антимонопольной комиссии ЕС, поскольку создание и функционирование пула связано с заключением договора между компаниями о тарифах и условиях страхования, что в соответствии с общим законодательством является признаком монополизации отрасли.

Создание пула способствует:

       увеличению возможности страховщиков по принятию на страхование крупных рисков, при этом система принятия ответственности в рамках пула имеет определенные преимущества по сравнению с обычными договорами перестрахования. Главным образом потому, что условия договоров страхования, необходимы гарантии, представленные компаниями-участницами при создании пула, в виде соответственных активов, заранее определены и не требуют при заключении каждого договора страхования проведения переговоров, связанных с возможностью принятия страхового риска;

       повышению надежности страховых операций. Действительно, если один из членов страхового пула по каким-то причинам находится в затруднительном положении, ответственность по возмещению ущерба перейдет к другим участникам пула.

Если страховые пулы представляют собой, как правило, добровольные объединения страховщиков, то гарантийные фонды образуются исключительно на основании специальных законодательных актов, определяющих цели их создания, условия формирования и порядок управления.

Название «фондов гарантия» во многом отражает их функцию в создании своего рода амортизатора во взаимоотношениях между гражданами и страховщиками.

Основных гарантийных фондов во Франции шесть, и каждый из них образован в целях гарантий безусловности страховых выплат в определенных видах страхования, проводимых в обязательной форме.

Старейшим является гарантийный фонд по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных происшествий в тех случаях, когда виновник аварии оказался незастрахованным или страховая компания не в состоянии оплатить понесенный пострадавшим ущерб. Средства фонда образуются за счет отчислений от суммы поступающих страховых взносов компаниям, проводящих этот вид страхования. Размер отчислений устанавливается ежегодно парламентом.

Управляет фондом правление, в состав которого входят представители государственных органов управления, в том числе органов надзора за страховой деятельностью. Директор правления избирается из числа государственных служащих, поскольку фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели получения прибыли по результатам деятельности. Инвестиционная политика гарантийных фондов проводится при одобрении министерства финансов. Доходы от инвестиций покрывают расходы по управлению фондами. Средства гарантийных фондов подлежат изъятию по результатам деятельности за год и накапливаются из года в год.

Особое место в системе гарантийных фондов занимает фонд для обеспечения страховых выплат в результате естественных катастроф: наводнений, извержений вулканов, землетрясений и т.п. Такие фонды образуются в страховых компаниях и могут использоваться только в случаях, когда специальными правительственными решениями, в том числе и решениями правительственной администрации на местах, наступивший несчастный случай признается катастрофой.

Учитывая состояние Российского страхового рынка, можно утверждать, что необходимо создание как страховых пулов (по обязательному страхованию пассажиров, ответственности перевозчиков, страхования имущества предприятий и другим видам страхования), так и гарантийных фондов.

Совершенствование государственного страхования требует к себе комплексного подхода. Поэтому необходимо рассматривать вопросы его организации на правительственным уровне с целью выработки единого подхода целостной концепции дальнейшего развития в Республике Мордовия, повышения его социально- экономического значения.

Принятие вышеуказанных мер, наряду с расширением самостоятельности коллективов страховых органов в проведении своей хозяйственной деятельности, создании гибкой организационной структуры, дальнейшее развитие хозяйственного расчета, участие страховых органов в создании акционерных обществ, организация системы перестрахования, позволяет органам государственного страхования сохранить одно из ведущих мест на страховом рынке страны в условиях его демонополизации, развития конкуренции, обеспечить надежную защиту населения, предприятий и организаций от непредвиденных событий за счет создания мощных резервных фондов, оказывать значительное влияние на укрепление денежного обращения, увеличение доходной части бюджетов, пополнение ссудного фонда

 



Кооперативное страхование Земское страхование Российский и мировой рынок перестрахования Регулирование операций перестрахования Российское законодательство о перестраховании  Пути совершенствования страховой деятельности Карта сайта Экономический кризис и страховой рынок Экономический кризис и страховой рынок Cтрахование гражданской ответственности предприятий 

НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА